Волгоград Понедельник, 06 мая

Как появилась первая станция метротрама в мире – редкие кадры из Волгограда

Ранее мы уже писали о том, как появился уникальный метротрам в Волгограде, который на сегодняшний день является туристическим трофеем, рассказывали мы и о том, что писали в газетах, когда строили местную подземку. Она и сейчас очень сильно продолжает выручать сотни волгоградцев. В открытых источниках сохранились редкие кадры стройки станции «Площадь Ленина». На них можно посмотреть как выглядел наш город во времена эпохальной стройки.


Как же появилась у нас станция с типовым советским названием?

Станция «Площадь Ленина» рядом с близлежащей площадью с одноименным названием была одной из первых в цепочке подземных станций для будущего метро-трамвайного гибрида. Строительство этой станции и в целом всей первой очереди подземки завершилось в 1984 году.

На строительстве первой очереди, наземных и подземных станций, задействовали трех мощнейших по тому времени подрядчиков — «Волгоградстрой», «Приволжсктрансстрой» и тоннельный отряд № 31 «Харьковметростроя» (позднее был преобразован в «Волгоградметрострой»). Проект разрабатывался московским институтом «Метрогипротранс».




Начало разборки котлована для будущей «Площадь Ленина» - 1976-1978 год

Подземную часть, как раз от площади Ленина, начали возводить в апреле 1976. Заложили станцию на глубине 7 метров! Она считается в Волгограде одной из самых высоких, но не глубоких (на наибольшей глубине находится станция «Комсомольская», к ней надо спускаться 14 метров вниз). Когда в Волгограде прокладывали линии скоростного трамвая, чтобы миновать наиболее оживлённые перекрестки, под центром города был сразу сооружен более чем трёхкилометровый участок с тремя станциями, они соответствовали всем метростандартам. Стройка, огороженная зелёным забором, шла в самом центре города 8 лет и вынуждала городской транспорт изменять свои маршруты.

На этих фотографиях можно посмотреть, как в советские года рождалась будущая первая станция, автобусы тем временем объезжают строительный забор. Общеизвестный факт: все станции в Волгограде строились открытым и закрытым способом. Так, на фото 1976-1978 года можно наблюдать как рабочие только-только роют котлован на месте проезжей части на площади Ленина, огородив глобальную стройку забором. Это открытый способ. Он в том и заключается, что сначала ставили забор, а затем начинали рыть котлован. После этого территория рядом с местом строительства закапывалась и благоустраивалась. Считается, что такой способ для волгоградских улиц подходил на тот момент как нельзя лучше, потому что на всех них уже давно кипела жизнь, были постройки и здания.




А это уже 1977 год

Подземка «Площадь Ленина» в результате была подстроена непосредственно под проезжей частью проспекта имени Ленина. То есть, где сейчас оживленный автомобильный поток — в глубине под землей несется трамвай.

Строительство данной станции было не таким простым, как может показаться на первый взгляд. Хоть сама станция относится к станциям мелкого заложения и является односводчатой, однопролётной — это одно из крупнейших подобных сооружений подземного транспортного строительства страны. Строили ее из сборно-монолитного бетона.




Тоже 1977 год, видно, что автобусу приходится объезжать стройку, город ждет метротрам

До следующей станции «Комсомольской» отсюда 1210 метров, такова протяженность подземного перегона. С вестибюлем платформа на «Площади Ленина» связана двумя лентами эскалаторов и лестницей. Вход на станцию одновременно является подземным пешеходным переходом. Поверхность свода белая, которая по задумке контрастирует с красной мраморной облицовкой путевых стен и гранитных полов. Цветные витражи сделали из литого стекла, изобразив на них «Салют Победы». По сути, построенная первой станция метротрама, как и все остальные, в миниатюре повторяют устройство станций классического метрополитена. Для солидности поэтому использовались мрамор, гранит, витражи, мозаика и эскалаторы. Строители предусмотрели здесь не только архитектурно-художественную отделку станций, вестибюлей, пешеходных переходов, но и необходимый набор технологических и бытовых помещений, обеспечивающих условия работы для персонала. 




А сейчас здесь просто проезжая часть. Тогда казалось будто весь город перерыли. Вот что сегодня скрывает земля

В архивах сохранилось фото из 1984 года, год открытия СТ, тогда вагоны на станциях еще встречали обученные сотрудники. Сегодня «Площадь Ленина» принимает на себя пассажирооборот до 17 тысяч человек в сутки, а вот таких сотрудников уже нет.




1967-1972 год - еще никакой стройки и метротрама 





Советские строители заранее озаботились о будущем своего детища. Сейчас подземные станции, в том числе «Площадь Ленина», вполне свободно могут принимать составы из трёх трамвайных вагонов. Однако пассажиры видят далеко не все. Истинная длинная «Площади Ленина» почти в два раза больше ныне используемой их части. Дальняя половина скрыта от волгоградцев торцевой стеной. Кстати, высота скрытой платформы соответствует высоте платформы станций метро, и эскалаторы также спускаются только до этой высоты. Таким образом, если в современных реалиях «Площадь Ленина» задумают переделать под метротрам, то станции придется пережить всего лишь небольшие изменения. Рабочим придется всего лишь поднять платформу и открыть станцию на полную длину. По официальным данным, сегодняшняя длина основной посадочной платформы на первой отстроенной станции метротрама — 65 метров, высота от пола платформы — 7,5 метров, а ширина пролета сводчатого перекрытия — 19 метров.




1984 - в год открытия метротрама в Волгограде 

Любопытно, что именно при строительстве первой очереди линии волгоградского СТ впервые в мировой практике были проработаны два важных момента. Для подвески контактной сети была разработана специальная конструкция подвески, в тоннелях смонтировали малогабаритную компенсированную подвеску. Как только трамвай въезжает в подземку, пантограф складывается. Конструкция позволила пропускать вагоны с верхним токосъемом по перегонным полукруглым тоннелям, которые сооружали по габаритам метрополитена. Для безопасного движения в Волгограде разработали специальную систему интервального регулирования поездов. Информация передается с пути на подвижной состав с помощью различных частот, и аналогов этому в России нет. Также подземные станции "Площадь Ленина" и "Комсомольская" имели центральные островные платформы, поэтому на участках "ЦПКиО" — "Площадь Ленина" и "Комсомольская" — "Пионерская" были построены скрещивающиеся тоннели, чтобы организовать на этих станциях левостороннее движение, чтобы пассажиры могли выходить на платформу.






На фото уже 1998 год

На сегодняшний день скоростной трамвай начинает переживать новую эпоху. А вот построенная «Площадь Ленина» живет по-старому. На ней за 40 лет практически ничего глобальным образом не изменилось. Недавно здесь был произведен небольшой косметический ремонт в переходе.





Перед рабочими уже поставлена задача продлить ветку скоростного трамвая до улицы Михайлова, то есть протянуть ее от последней станции ВгТЗ вперед по проспекту Ленина. Также речь идет о реконструкции от улицы Землянского в Центральном районе и до площади Дзержинского в Тракторозаводском районе.

Ирина Рассказова

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: Волгоград: тогда и сейчас   
Волгоградновости Волгограда29 февралястанция метротрама "Площадь Ленина"строительство "Площади Ленина" станция Волгоградволгоградцы
0
1