Волгоград Воскресенье, 05 мая
Общество, 01.11.2023 16:58

«Наши дети не дебилы!»: мама ребенка-аутиста пожаловалась на несправедливость в школе Волгограда

В волгоградских школах давно используется такая система обучения, как ресурсный класс. Это когда нормотипичные дети получают знания с особенными ребятами вместе. Такие классы сегодня есть и в школе №16 Краснооктябрьского района Волгограда. По словам одной из родительницы – Полины Федуновой, на протяжении нескольких лет в стенах учреждения происходит странное. Классы организованы, но условий для обучения вызывают массу вопросов, просьбы родителей детей, некоторые из них имеют инвалидность, остаются неуслышанными.

Особенных детей уже не брали на совместные новогодние елки, не выпускали на общие перемены...А еще родительница узнала, что на детей-аутистов выделяются большие деньги, но на что они расходуются, пока она с другими мамами и папами просит годами обустроить сенсорную комнату, пособия для коррекционных педагогов – вопрос.

Мама особенного мальчика с инвалидностью утверждает, что их дети за 4 последних года так и не увидели обещанной сенсорной комнаты, ни секций, ни долгожданного формата инклюзии (когда занятие или мероприятие проводится одновременно со всеми детьми). Для Матвея (сын Полины, которого она растит одна) сегодня есть два пути: интернат, где он будет учить несколько лет одну и ту же букву и в конце концов так и не получит аттестата, а еще - ресурсный класс, в котором мальчишка с аутизмом все же может усваивать нормальную программу. Учится на оценки «4» и «5». В итоге будет документ об образовании и возможность продолжить обучение дальше. В условиях, к которым привыкло учиться большинство школьников, детям-аутистам тяжело:

- Наши дети не дебилы! Ресурсные классы практикуются в разных школах Волгограда, такая практика применяется уже давно. Это для тех, кто может усваивать нормальную программу, и наши дети ее способны усваивать, чтобы в дальнейшем получить аттестат, продолжить обучение, например, в колледже, научиться зарабатывать себе на кусок хлеба!, - буквально кричит от негодования Полина.

Что же, по ее словам, происходит на протяжении четырех лет в таких классах волгоградской школы №16?

Сейчас особенные дети учатся в 3 классе данной школы. Всего здесь два таких класса с детьми с расстройством аутистического спектра (РАС) – 3 «Б» и 3 «В». На протяжении четырех лет, подчеркивает родительница, они требуют для своих детей педагогов допобразования с наличием коррекционного образования - штат хороших логопедов, дефектологов, психологов. Также родители хотят, чтобы школа предоставила учителям учебники, пособия, а еще – отдельные кабинеты для занятий. Особенно остро, подчеркивает Полина, стоит вопрос с сенсорной комнатой. Есть вопросы и к инклюзии (когда дети записывали в первый класс, им пообещали, что будет инклюзия в виде некоторых занятий, праздников, мероприятий с нормотипичными детьми).

Вот как Полина описывает инклюзию для детей-аутистов в школе №16. Это наблюдалось на протяжении двух лет. Впрочем, сейчас ситуация поменялась несильно:

- Наши дети на протяжении двух лет были полностью изолированы от остальных, основные занятия проводились в одном кабинете, детей на перемены не выпускали в коридор ко всем. На вопрос почему, был ответ: «А вы знаете, как они называют ваших детей?» На Новый год всех ведут на ёлку в ДК - наши дети водят хоровод в школе одни. Наши дети совершенно никому не нужны в этой школе! С нормотипичными детьми не проводится бесед, что есть детки, которые  не такие, как все. Но и они тоже люди, хотят играть, дружить, общаться. Также, как и все дети. А не быть изгоями, изолированными от общества! Наши дети для школы стали только лёгким источником дохода...

А так до сих пор проводятся, по утверждению Полины, занятия с аутистами в кабинете №18. Здесь проходят, как уроки в группах, так и индивидуальные занятия. В это же время рядом играют дети, у которых закончились уроки. То есть, речи об отдельных кабинетах по-прежнему не идет. Родители получили ответ, что свободных классов в школе для них не будет. Полина называет это «стойлом» или «балаганом»:

- Занятия проходили так: есть кабинет, у окна стоит стол логопеда, он проводит индивидуальное занятие. Дальше стоит шкафчик-перегородка, за ним -  индивидуальное занятие у дефектолога, потом снова шкафчик, а там уже психолог с таким же индивидуальным занятием. В этом же кабинете остальные дети, у которых закончились занятия, они шумят, кричат. Представили картину? А ведь это дети со сниженной концентрацией внимания и эмоционально волевой сферой, которые не могут воспринимать обучающий процесс, когда есть рядом внешние раздражители!




 Каждый раз получали ответ: "Подождите"

Также женщина узнала, что каждый особенный ребенок «обходится» школе в 670 тыс руб:

- Нашим детям государство выделяет по 670 тыс рублей на каждого ребёнка в год целевых денежных средств, но дирекция школы почему-то решила, что может все эти годы заниматься нецелевым расходованием денежных средств.

Родительница озвучила, что слышала про сенсорную комнату еще несколько лет тому назад, когда ее ребенок только-только пришел в первый класс. Мам и пап призывали дождаться первого финансирования, освоиться, детей на тот момент набрали впервые:

- Лебедев обещал, что всё у наших детей будет, и занятия, и секции, и сенсорная комната - как только поступит первое финансирование. Наши дети за год не получили ровным счётом ничего, кроме как основного обучающего процесса, который все дети в России получают совершенно бесплатно.

Немного погодя, обескураженные родители узнали, что директор уходит в новую школу №77 – тоже на руководящий пост:

- Мы ему задали вопрос, почему за год наши дети не получили ничего, он ответил: «Что вы хотите, на школу перевели всего 130 тыс рублей». Дальше мы уточнили – «На каждого ребенка?» А он усмехнулся и сказал: «Всего 130 тыс рублей на всех». А куда делись остальные миллионы он не знает. На тот момент в наших 2-х первых классах было 16 человек по 8 особенных деток в каждом классе.

Родители принялись с нетерпением ждать второго года обучения. По специальной программе это был снова первый класс дублирующего характера. Далее ученики переводятся во второй и учатся как обычно. В школу пришла другая директор, родители детей-аутистов принялись обивать пороги по новой. Но в ответ услышали старое-доброе – ожидайте:

- Нашим директором стала Ковалева. С самого начала года мы стали посещать кабинет директора всё с теми же вопросами, когда будут специалисты (логопед, дефектолог, психолог), секции, сенсорная комната для наших детей. Каждый раз получали ответ: "Подождите". Она говорила другое, о том, что начинающий директор, всему только учится.

Наконец, на второй год обучения у детей появились долгожданные специалисты. Полина считает, что эти учителя банально не успевали проводить занятия с детьми по своему основному профилю, так как столкнулись с нехваткой тьюторов (наставник для особенных деток). То есть, им пришлось брать на себя обязательства и этих специалистов. В итоге уроков по логопедии, занятий с психологом и дефектологом не было. Первые занятия начались в апреле, а уже в мае наступили каникулы. Вопрос с секциями, сенсорной комнатой и инклюзией опять повис в воздухе.

- На вопрос о финансировании, гражданка Ковалева ответила, что 30% денег изначально не доходят до школы, также директор​ с денег наших детей, которые приходят целевыми, и не могут быть потрачены ни на что, кроме наших детей, оплачивала коммунальные платежи школы, видеонаблюдение, охрану. На вопрос, почему наши дети должны за всё это платить, получали ответ: «А кто это будет делать, ведь субсидий на оплату всего этого сейчас не дают, школе нужно как-то держатся на плаву". То, что мы были в шоке - это не сказать ничего, но сделать ничего не могли. Вот так закончился наш второй год обучения.

На третий год обучения некоторые родители решили отказаться от получения образования в школе №16, ребят стало заметно меньше. Со слов Полины, многим мамам и папам просто надоел «бардак», они были вынуждены перевести ребят в интернат. Тем временем специалистов дополнительного образования по-прежнему продолжало остро не хватать, сотрудники, как правило, надолго не задерживались. И все же занятия худо-бедно, но были. Приходили в основном очень молодые, с небольшим опытом:

- На вопрос родителей, чем занимаются и как занимаются наши дети, на допзанятиях специалисты отвечали коротко: «Дети занимаются». Меня такой ответ не устраивал, я хотела точно знать, какие темы проходят дети, как работает ребёнок, на что обратить внимание, чтобы подтянуть дома. По этому поводу я пошла к директору и получила кучу негатива, мне было сказано, что родители наших детей вообще неблагодарные, что, якобы, специалисты допобразования кроме нашей школы учатся, и ещё где-то подрабатывают, и на наших детей едва находят время, а мы ещё что-то от них требуем!

По поводу сенсорной комнаты сказал: "Забудьте!"

На данный момент в школе №16 снова сменился директор. На эту должность попросился экс-завуч этого же учреждения, перед этим он увольнялся, звучат слова родительницы. Полина подчеркивает, что ему также озвучивали все наболевшие проблемы с педагогами-профессионалами с коррекционным образованием, нехваткой помещений для занятий, но воз и ныне там. Недавно родителям пообещали вместо сенсорной комнаты зону – угол в кабинете:

- Отдельных кабинетов у него нет для этих специалистов, поэтому наши дети продолжат там быть все вместе, как «скотина в стойле» и неважно - усваивают дети что-либо или нет. 20 октября инициировал собрание, по поводу сенсорной комнаты сказал, что ее не будет, а в кабинете, где занимается 3 «В» класс (это такие же наши детки) сделают сенсорную зону. Но по факту это будет угол в кабинете, а ведь нашим детям положена отдельная сенсорная комната, оборудованная по всем стандартам и правилам, которые придумали не мы, родители!

Полина честно призналась, что после такой длительной борьбы у нее опускаются руки, она считает, что дети-аутисты тоже имеют право на образование, право на хорошие условия для получения образования, иметь то, что им положено в рамках закона и финансирования, а именно - компетентных коррекционных педагогов, пособия, отдельные кабинеты для каждого специалиста и, естественно, сенсорную комнату.

«Доводы о нецелевом расходовании средств не обоснованы» - мэрия

Редакция направила запрос по поводу заявления данной родительницы в мэрию, поскольку школа №16 Краснооктябрьского района Волгограда полностью находится в ведении муниципалитета. Здесь ссылаются на информацию о финансово-хозяйственной деятельности, которая есть в открытом доступе и отмечают, что «доводы о нецелевом расходовании средств не обоснованы». Также было сказано, что данная школа для работы с детьми с РАС укомплектована необходимыми педагогами в полном объеме, в том числе - узкими специалистами. Тут же подчеркнули, что дети получают навыки социализации, играют и отдыхают на перемене вместе со сверстниками, родителям были выданы индивидуально-образовательные маршруты, а кабинеты, где занимаются особенные дети, признали соответствующими санитарным нормам:

- В 2023/2024 учебном году работают: 2 педагога-психолога, 2 педагога-дефектолога, 2 педагога-логопеда. Все специалисты имеют высшее образование, опыт работы и соответствуют квалификационным требованиям. Работа педагогов с детьми РАС дает положительные результаты. Дети получают навыки социализации и благодаря уже приобретенным навыкам играют и отдыхают на перемене вместе со своими сверстниками. Питание получают в школьной столовой. По возможности принимают участие в общешкольных мероприятиях. В начале 2023/2024 учебного года все родители (законные представители) обучающихся в ресурсных классах получили на руки индивидуально-образовательные маршруты занятий. График индивидуальных консультаций узких специалистов с указанием количества часов, выделенных на обучение, размещен на информационном стенде в школы. Учебный план разработан в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами для детей с ОВЗ. Уровень оснащенности кабинетов для обучающихся по программе АООП НОО с ОВЗ соответствует требованиям санитарных норм.

Одновременно в мэрии напомнили, что в августе 2022 здесь был отремонтирован кабинет № 21 с выделением игровой зоны для психологической разгрузки обучающихся. По поводу сенсорной зоны – ее обещали установить на этих осенних каникулах. Причем утверждается, что сертификат на оснащение такой зоны школа получила еще в сентябре 2022.

Полина в сегодняшнем разговоре указала, что каникулы у Матвея продлятся до 10 ноября, монтируется ли сейчас сенсорная зона, она ответить затруднилась. Говорит, что после проведённой видеосъемки ее перестали пропускать свободно в школу, остальных родителей такой запрет, добавила она, не коснулся.

Ирина Рассказова



 

Новости на Блoкнoт-Волгоград

Будь в курсе событий!
Подпишись на «Блокнот Волгоград»
в Телеграм.

Подписаться

  Тема: "Хочу сказать!" Волгоград  
Волгоград1 ноябряновости Волгоградаволгоградцыжителилюдишкола №16 Краснооктябрьский район Волгоградресурсные классыаутизм Волгоградзанятия для детей с аутизмом Волгоград
0
0